Как подобрать двигатель для мотоблока
Какой двигатель лучше?
Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Каждый вид двигателей обладает достоинствами и слабыми местами, а также своей областью применения. Силовые установки делятся на бензиновые и дизельные. Моторы на бензине подразделяются на двухтактные и четырехтактные. Дизели могут быть только четырехтактными, это связано с различиями в принципе действия и конструктивном оформлении. Важным показателем силового агрегата является способ его охлаждения, который делится на воздушный и жидкостный. Воздушное охлаждение чаще встречается на бензиновых моторах и дизельных агрегатах небольшой мощности. Дизельные двигатели большой мощности, охлаждаются в основном принудительной циркуляцией жидкости посредством водяной помпы. Это, конечно, усложняет и утяжеляет конструкцию, но зато лучше оберегает от перегрева. Наличие на двигателе системы автоматической регулировки оборотов при изменении нагрузки сильно облегчает работу оператора и способствует экономии топлива. Если он оборудован системой блокировки запуска при падении уровня масла в картере ниже нормы, то он защищен от «сухой» работы. Это предотвращает проворачивание коренных и шатунных вкладышей и неминуемый ремонт изделия. Небольшие бензиновые установки запускаются ручным способом посредством шнура с ручкой и подпружиненного шкива. Более мощные моторы, особенно дизельные, для запуска оборудованы электростартером, работающим от аккумуляторной батареи и ключа зажигания.
Итак, при покупке двигателя для мотоблока необходимо учитывать несколько важных критериев и нюансов.
- мощность (рекомендуется приобретать мотор с аналогичной либо более высокой мощностью);
- показатели моторесурса;
- комплектация и конструктивные особенности изделия (конструкция фильтра, наличие датчика контроля над уровнем масла);
- условия эксплуатации и частота использования мотоблока (если планируется использовать мотоблок для выполнения сложных работ, тогда и приобретаемый мотор должен выдерживать повышенные нагрузки).
Правильный выбор двигателя
Перед покупкой мотора важно понимать, что этот элемент является одним из главных, так как он обеспечивает безопасную и длительную работу всего аппарата. От параметров зависит надежность и качество выполнения различных задач.
Условия эксплуатации.
Самой тяжелой работой для мотоблока является обработка земли. Ее трудно обработать слабым мотором (3-5 л. с.), т. к. все время придется поддерживать высокие обороты. Это может привести к перегреву и быстрому износу деталей и узлов. Обработку почвы лучше вести двигателем в 6 л. с. и более. При выборе изделия следует также учитывать площадь обработки. Легкому мотоблоку до 6 л. с. и шириной захвата 0,6 м под силу участок в 20 соток. При максимуме мощности (6 л. с.) для этой категории механизмов можно обработать до 60 соток. Средним мотоблоком (6-9 л. с.) с шириной захвата 0,9 м легко справиться с участком до 1 га. При использовании тяжелой машины (9-12 л. с.) с шириной захвата 1 м можно вести работы на 4 га. Лучшее качество пахоты достигается при скорости 8,3-16,6 м/мин. Если ее поднять в 2 раза, то потребуется агрегат в 8 раз сильнее исходного. При обработке земли важна приемистость силовой установки и наличие пониженной передачи.
Технические характеристики и стоимость.
При почти равных технических возможностях цена бренда Lifan почти вдвое выше менее именитых Skiper, Stark. Для двигателей важен моторесурс. Но производители обычно не указывают его, ссылаясь на его зависимость от условий эксплуатации, техобслуживания и ремонта. Нормальным считается величина в 3 тыс. моточасов и более. Но при годовой наработке, например, в 50 моторных часов за 10 лет он достигнет всего 500. Зачем тогда покупать мотор с ресурсом даже в 2 тыс. моточасов? Значимым параметром для выбора является максимальный крутящий момент. Он показывает усилие, которое передается от силового агрегата к ведущим колесам и ВОМ.
Конструктивное исполнение.
Оно определяет удобство эксплуатации, надежность, легкость техобслуживания и ремонта. Выбирая двигатель для мотоблока, надо убедиться, что: он просто разбирается и собирается, что облегчает ремонт; материал деталей ГРМ – качественная высокопрочная сталь; материалом гильз цилиндров является чугун; имеет качественную сборку; топливный бак имеет герметичную крышку; снабжен выключателем; имеется устройство, блокирующее пуск агрегата при недостатке масла; адаптирован к условиям Беларуси; карбюратор снабжен клапаном изменения рабочей смеси и заслонкой, облегчающей запуск изделия зимой, и т. д.
Не все двигатели, выпущенные в Китае, отличаются плохой сборкой. Наоборот, некоторые варианты способны удивить практичностью и неприхотливостью. В подавляющем большинстве готовых мотоблоков на нашем рынке установлены именно китайские моторы. Есть несколько причин такой популярности:
- Неплохая надежность;
- Низкая цена;
- Привлекательный внешний вид;
- Универсальность; Если сломается какая-либо незначительная часть, ее всегда можно заменить.
Поэтому, если человек ограничен в бюджете, можно купить подобный вариант, ничего плохого в этом нет.
Продукция, которая выпускается в Японии, пользуется популярностью среди потребителей. Ведь двигатели японского производства это в первую очередь качество и надежность. Популярным мировым производителем моторов, а также разнообразного оборудования высокого уровня качества является японская фирма Honda. Главным достоинством изделий японского производства является их надежность, а также хороший запас мощности. Кроме того, они обладают хорошим запасом моторесурса. Средние показатели японских моторов профессионального типа, которые устанавливаются на мотоблоки, составляет более 1200 часов, в то врем, как продолжительность работы и эксплуатации китайских аналогов не превышает отметки в 3000 часов. Кроме того, японские модели оснащаются качественными фильтрами и датчиками уровня масла (в зависимости от модели). Они способны переносить продолжительные нагрузки и обладают неплохой выносливостью. Недостатком японских моторов в первую очередь является их высокая стоимость. Кроме того, на некоторые модели, особенно профессионального типа, бывает сложно отыскать запасные комплектующие.
К главным достоинствам двигателей внутреннего сгорания американского производства для мотоблоков является высокое качество сборки, а также производительность. Они оснащаются надежной системой охлаждения и качественными фильтрами. Поэтому моторы популярных американских брендов, как правило, не будут сильно нагреваться даже при длительной работе и сильных нагрузках. К недостаткам американских двигателей следует отнести их стоимость (особенно моторов профессионального типа). Кроме того, в зависимости от показателей мощности, большинство таких агрегатов обладают высокими показателями расхода топлива. Также на некоторые модели сложно подобрать и найти запасные комплектующие.
Популярностью, как у отечественных, так и у зарубежных потребителей пользуются двигатели европейского производства, которые отличаются высоким качеством сборки, комплектующих, запасом мощности и функциональности. Показатель моторесурса таких изделий составляет больше 1500 часов при выполнении задач любой сложности. Это обусловлено тем, что они изготавливаются из качественных комплектующих и материалов. Надежная система фильтрации воздуха. Высокие показатели экологической безопасности и надежности. Главным недостатком моторов, которые были произведены в Европе, является их стоимость. В этом плане европейские модели двигателей уступают китайским и, даже, некоторым японским аналогам.
Основные узлы и части мотора:
Блок и головка двигателя. Самые массивные части, на которых закреплены все основные детали. Их изготавливают из чугуна, так как под высокими нагрузками другие сплавы не будут служить долго. Кривошипно-шатунный механизм почти ничем не отличается от стандартных решений. Отличие в большей массе и прочности, так как в процессе работы степень сжатия в камере сгорания составляет от 19 до 24 единиц. В бензиновых вариантах показатели от 9 до 14. Усиленные клапаны для впуска воздуха и выпуска отработанных газов.
Топливо подает форсунка, равномерно распыляющая солярку по всему объему. В конструкции нет свечи зажигания. Горючая смесь воспламеняется за счет высокого давления. Происходит взрыв, поэтому детали массивные и прочные, чтобы выдерживать нагрузки. При всей простоте конструкции, принцип ее работы на порядок сложнее. Если в бензиновых вариантах смесь формируется во впускном коллекторе, потом подается в цилиндр и воспламеняется свечой, то в дизельных — процесс проходит совершенно иначе: Используется такая же четырехтактная схема, как и в многоцилиндровых автомобильных дизельных двигателях. Это обеспечивает ровную работу, устойчивость оборотов и снижает вибрацию.
Топливный насос должен создавать высокое давление для распыления. Это обеспечивает равномерное сгорание смеси.
Воздушный фильтр очищает воздух от пыли, это важно для мотоблока, так как работает он обычно в пыльных и тяжелых условиях. Если не менять его вовремя, износ деталей будет намного выше. Задача топливного фильтра – убирать все примеси и воду из топлива. В цилиндр подается воздух. По мере его сжатия и увеличения давления температура внутри повышается до 800 градусов. В самом конце такта из форсунки под большим напором подается дизельное топливо. Оно распыляется на мельчайшие капельки, заполняет большую часть камеры сгорания и самовоспламеняется почти мгновенно. Приготовление смеси происходит за короткое время. Чтобы она сгорала быстро и без остатка, форсунка впрыскивает солярку под давлением, которое в несколько раз больше давления воздуха в цилиндре. Пространство ограничено стенками цилиндра по бокам и сверху, днищем поршня снизу. В момент воспламенения давление внутри очень большое. Поэтому дизель работает громче и жестче, чем бензиновые аналоги. Но разница между двумя вариантами сведена к минимуму и на комфорт работы не влияет. За счет такого принципа работы мотор выдает высокую мощность даже на бедной смеси. А это способствует экономии горючего и позволяет нормально работать даже на небольших оборотах. В отличие от бензинового варианта не надо добавлять обороты при повышении нагрузок. Систему можно назвать простой и надежной, при должном уходе ресурс составляет не меньше 3 000 моточасов.
Различия бензиновых и дизельных двигателей
В отличие от автомобильных моторов в дизеле на мотоблок всего один цилиндр, но при этом все циклы работы практически такие же. Дизельный вариант подходит для малой сельхозтехники, его основное преимущество: расход топлива в разы ниже, чем у бензиновых двигателей. Если учесть, что техника работает подолгу, каждый час экономится как минимум 50% денег. Расход на моточас от 200 до 500 мл, что очень мало. За счет работы на обедненной смеси выхлопные газы менее токсичны - вред окружающей среде ниже. Сцепление с грунтом лучше за счет большей массы мотоблока. А высокий крутящий момент на низких оборотах обеспечивает большую мощность. Вариант на 10 лошадиных сил по характеристикам сопоставим с бензиновыми аналогами на 18 л.с. Дизельные моторы намного лучше переносят нагрузки и служат дольше. Работать на дизеле удобнее, так как он движется медленнее при вспашке, посадке и других сельскохозяйственных работах.
Есть и недостатки, которые также надо учесть при выборе: стоимость в среднем в 2-3 раза выше. Это самый большой минус, так как расходы существенно возрастут. Мотор на порядок шумнее, при работе создается больше вибрации, так как он жестко крепится к раме. Высокие требования к качеству топлива. В холодное время запуск усложнен. В двигателях для мотоблоков нет свечи накаливания, поэтому нельзя предварительно подогреть их. Вес значительно больше. Но переносить технику не надо, поэтому данный аспект имеет значение только при покупке и сборке.
Совет! Не приобретать дизельные варианты без стартера. Запускать с рукоятки дизель намного тяжелее, чем бензиновый агрегат, нужно большое усилие, есть опасность получить травму, так как ручку часто отбивает обратно из-за компрессии.
Моторы на дизтопливе более предпочтительны, если техника будет использоваться долго, а площадь участка большая – от 10 соток. Для небольших дач хватит и мото-культиватора на бензине. Все преимущества актуальны только для качественно собранных агрегатов, не стоит вестись на низкую цену.